Тема за размисъл
06/03/2017
БЪЛГАРИЯ – ШВЕЙЦАРИЯ НА БАЛКАНИТЕ
26/04/2017

Елвира в Страната на Чудесата

Реч на председателя на Централната Банка на РФ на заседанието на Министерство на Финансите.



(моите редакторски коментари са в червено)

 

 

Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!

Министерство финансов для Банка России – важнейший и самый близкий партнер.(По федербал?) Нас не зря вместе объединяют в одно понятие – денежные, финансовые власти. И, конечно, наши меры – денежно-кредитная политика, с одной стороны, и бюджетная политика, с другой стороны, тесно увязаны, влияют друг на друга. (Е как точно МФ влияе на ЦБ? Вече 26 години.) У нас общая ответственность по поддержанию макроэкономической стабильности. (Тоест, когато вие обявихте на валутната борса, че пускате рублата в «свободно плаване» за да се «борите с инфлацията», която скочи именно за потребителя веднага, това значи че Министерство на Финансите е заедно с вас «отговорно»? Него питахте ли го?)

Именно финансовая система первой приняла на себя удар внешних шоков, который мы испытали два года назад. (Ако под «финансова система» този път имате предвид всичките банки чиито лицензии отнехте за две години – над 200, а и заедно с минималната лихва установена от вас над нивото на окупаемост в реалния сектор, фактически наложихте изкуствена стагнация и изкуствена инфлация. Тоест намалихте производството и вдигнахте цените. „Стагфлация” се нарича това, а не удар който вие сте поели, ами гражданите и частния сектор!) И с тех пор нам приходилось принимать часто очень непростые, иногда непопулярные решения. И Минфин, принимая консервативные решения в области бюджетной политики, последовательно поддерживая линию на снижение бюджетного дефицита (ограничаване на финансиране му викаме), на снижение зависимости от нефтяных доходов (вдигне на всички други акцизи и мита му викаме), на наш взгляд, внес очень большой вклад в сохранение стабильности и поддержал процессы адаптации экономики. В том, что российская экономика сейчас себя чувствует более уверенно, макроэкономические показатели в норме, – очень серьезная заслуга Министерства финансов. (Не знам как ви го е казала икономиката че «се чувства по-добре», но образните метафори нямат място при професионалните финансисти.)

Экономическая ситуация сейчас выглядит в целом обнадеживающей. («В целом» е добре казано, защото като извадим от там въглеводородните суровини, ВПК, и Московската Борса другото все по-нервно пуши в ъгъла.) И принимая решение по денежно-кредитной политике в марте, мы видели возможность продолжения снижения ключевой ставки во II квартале, если ситуация будет развиваться в соответствии с прогнозом. В марте инфляция снизилась до 4,3%, а по оценке на 17 апреля инфляция уже опустилась в годовом выражении до 4,1%, что очень близко к целевому уровню. (Ех пак тази инфлация ви мъти мозъците. Не го научихте тоя показател, нито как да го смятате, нито как да го разглеждате. 5% инфлация ли е по добре при еднакви доходи, или нулева инфлация при падение на доходите с 5%?) Более быстрое снижение инфляции открывает нам пространство для снижения ключевой ставки уже в апреле. Я даже допускаю, что на ближайшем заседании Совета директоров, которое состоится через неделю, может быть дискуссия о снижении ставки между 25 и 50 базисными пунктами. (Аха, значи нивото на инфлацията определя движението на лихвата ви, а не обратно както гласи теорията ви в ЦБ за борба с инфлацията. И как изобщо да я разглеждаме тази причинно-следствена дихотомия след като рублата е в «свободно плаване»?)

В целом же, проводя денежно-кредитную политику, мы будем придерживаться взвешенного, аккуратного подхода, учитывая риски и неопределенности, в том числе по динамике нефтяных цен, будем сохранять умеренную жесткость денежно-кредитной политики для того, чтобы добиться стабилизации инфляции вблизи 4% и устойчивого снижения инфляционных ожиданий. («Умерена твърдост» не е финансов термин, а тези 4% като цел за инфлацията са изсмукани от чии пръсти на базата на какво точно?)

Выбранная Министерством финансов стратегия бюджетной консолидации, планируемое сокращение дефицита бюджета будут способствовать стабильности государственных финансов. А с точки зрения денежно-кредитной политики для нас важно, что выбранная стратегия ограничивает инфляционные риски со стороны бюджетной политики. Параметры бюджетной политики влияют на денежно-кредитную политику и наоборот, поэтому нам важен режим постоянных консультаций. Я надеюсь, что мы сохраним такое взаимодействие когда вы начнете работу (уже практически начали) над бюджетом в этом году.

В прошлом году Министерство финансов анонсировало планы по переходу к бюджетному правилу, а в этом году уже началась реализация переходных положений правила. Банк России приветствует это решение. Бюджетное правило способствует снижению зависимости российской экономики от колебаний цен на нефть, способствует поддержанию макроэкономической стабильности, обеспечивает большую предсказуемость политики и большую предсказуемость и устойчивую динамику (устойчива динамика е оксиморон) процентных ставок в экономике.

Бюджетное правило в сочетании с таргетированием инфляции будет способствовать стабилизации воздействия на реальный курс рубля, уменьшит его волатильность, которая, хотя уже и заметно снизилась, все же беспокоит российских производителей, российских предпринимателей. (От 11% на 10% си е една десета падение номинално, а реално е никакво, защото е над средното ниво на окупаемост в реалния сектор, който ползва кредит за оперативен капитал. Тоест НЕ ползва в момента ИМЕННО заради лихвения под установен от вашия директорски борд.)

С февраля этого года Банк России, выступая агентом Минфина, проводит в рамках переходных положений бюджетного правила покупки иностранной валюты на внутреннем рынке. (Тоест ЦБ вдига търсенето на валута на вътрешния пазар. Сиреч вдига и цената на валутата. Сиреч вдига стойността на вноса в рубли, тоест цените на пазара в рубли. По принцип борбата с термитите може да се води и чрез запалване на къщата. В резултат ще имаме 0% термити и ако само това ни е била целта значи сме избрали правилното решение.)

Это механизм сглаживания влияния колебаний сырьевой конъюнктуры на экономику России до закрепления этих бюджетных правил в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Банк России действует таким образом, чтобы покупки валюты не привели к увеличению волатильности курса.(Тоест веднъж причинихте рязкото падение на рублата, сега ще се борите срещу възможното рязко покачване, защото сте го нарекли «волотилност»?)

Курс рубля при этом остается плавающим, продолжает формироваться под воздействием рыночных факторов, а влияние проводимых операций на номинальный курс очень ограниченно, поскольку объемы ежемесячных покупок валюты не будут превышать объем ежемесячных дополнительных нефтегазовых доходов бюджета от превышения фактической ценой на нефть уровней, которые заложены в бюджете. (И нито дума относно това как нормативно ще ограничавате спекулата на валутната борса. «Пазараът» пак ще определя?)

Отмечу также, что краткосрочные инфляционные риски, связанные с началом покупок Минфином валюты, которые Банк России учитывал при принятии своих решений в начале года, не реализовались. (Ми вие веднъж тази транзакция я проведохте миналия месец. Сега обявявате на всеослушание, че ще купувате долари на вътрешния пазар. Дали ще го правите или не, само това ви изявление ще им вдига цените, тоест инфлацията, с която иначе се борите по идея.)

Для денежно-кредитной политики крайне важна определенность не только в отношении бюджета, но и в отношении изменений в налоговой системе. Сейчас обсуждаются и налоговый маневр, и иные налоговые новации. И на наш взгляд, очень важно при обсуждении просчитывать возможное влияние на инфляцию, инфляционные эффекты и здесь принимать взвешенные решения. Мы надеемся на то, что это также будет делаться во взаимодействии Минфина и Правительства Российской Федерации с Центральным банком.

Мы также поддерживаем проект, который мы давно обсуждали, по выпуску ОФЗ для населения. (Знам, тия ОФЗ облигации ги рекламирате по всички радиостанции. Обещавате на тия дето са навити да ви дадат спестяванията си «до 8%» годишна печалба. Само дето аритметиката, на която са ме учили в 3-ти клас не ми дава да схвана как като приберете парите на населението, за да ги предлагате на заем за 10% годишно на някой, ще може тоя някой да развихри икономическа дейност, която да връща тия лихви, за да можете вие да отчислявате по 8% печалба на «инвеститорите». И защо е нужно изобщо да се събират пари от населението под формата на емисия на облигации, след като лежите върху резерв от пари 2 (два) пъти по-голям от парите в обръщение в икономиката? Питам, защото това смърди на ЦБ пирамида много силно.) Для нас, кроме прочего, это фактор, который повысит эффективность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а для населения – это абсолютно надежная и выгодная альтернатива депозитам. При этом мы не ожидаем негативного влияния на банковскую систему – объем невелик пока, а в условиях профицита ликвидности небольшой переток средств граждан из депозитов в ОФЗ не будет проблемным для банков. (Е как няма да е проблемен, като фактически гражданските депозити в частните банки ще идат при вас?) Другой проект в том, что касается государственного долга, – это выпуск суверенных облигаций, номинированных в юанях. На наш взгляд, выпуск суверенных облигаций, номинированных в юанях, даст ориентир заимствованиям для выпуска бумаг российским корпоративным эмитентам. Мы уже сейчас видим интерес к инструменту со стороны крупных российских эмитентов. (Поредната делавера на тарикатските кръгове около ЦБ. Ще пуснем в продажба за рубли книжа деноминирани в чужда валута. Ще съберем колкото може рубли на „инвеститори”. Ще девалвираме на Московската Борса рублата с поредната истерия, за да вдигнем стойността на тия книжа В РУБЛИ и да ги продадем обратно на ЦБ за повече рубли от колкото са купени. Е, вярно, инфлация ще има, но печалбата ви ще е доста над нея. За това пък после ще „таргетирате” същата инфлация с високи лихви. Как от вас лъха на американска школа по финанси само…)

Сейчас создана вся необходимая финансовая инфраструктура и внесены соответствующие изменения в законодательство. Мы находимся во взаимодействии с Народным банком Китая, и препятствий для размещения сейчас нет. Сейчас мы готовы сказать, что технически мы готовы к выпуску. (Не става ясно какво общо има Китай с ЦБ облигации в Русия. Ако сте ги питали формално дали имат нещо против нещо което не ги касае и са вдигнали рамене, разбрах. Тука вече имаме работа с определени руски културни тарикатлъшки аспекти на народопсихологията, която е трудна за обяснение на неплувалите във вашите икономически отношения.)

Антон Германович уже в своем выступлении коснулся части важных инициатив, я бы хотела здесь дополнить этот перечень теми инициативами, которые мы считаем важными для развития финансового сектора.

Один из крупнейших проектов, над которым мы работаем совместно с Минфином, – это реформа лизинговой отрасли. Мы обсуждали эту тему и на совещаниях у Игоря Ивановича, и сейчас разработали законопроект, который готовится к внесению в Госдуму. Его основные положения включают в том числе:

– создание реестра лизинговых компаний;

– определение минимального капитала лизинговых компаний;

– повышение их прозрачности.

На наш взгляд, это чрезвычайно важно, учитывая уже сейчас, что портфель лизинга составляет, по оценкам, 3 трлн 200 млрд руб. Это очень большая цифра, и, конечно, важно, чтобы эта отрасль, которая важна для развития экономики, была устойчивой, была прозрачной и было адекватным регулирование.

Ряд законопроектов прошел первое чтение в Государственной Думе, и предстоит серьезная работа по подготовке их ко второму чтению. Важнейший из них – это введение единой системы оценки деловой репутации и квалификационных требований к менеджменту и требования к учредителям и собственникам некредитных финансовых организаций. У нас уже такие определенные требования есть в банковской системе, это очень важно повышать ответственность собственников, менеджмента финансовых организаций за их устойчивость, за добросовестное управление, и на наш взгляд, очень важно ввести подобные нормы и для небанковских организаций. (Поживем увидим)

Другой законопроект, который сейчас в Думе, и который сейчас важен, это повышение эффективности регулирования в сфере борьбы с инсайдом и манипулированием рынком. Здесь пока наше законодательство отстает от мировых практик, мы понимаем, какая это тема острая, и для того, чтобы повысить инвестиционную привлекательность нашей экономики, конечно, должны быть эффективные механизмы борьбы с инсайдом и манипулированием рынком.

Следующая важнейшая тема – это законопроект о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг. Недавно буквально на президиуме Госсовета обсуждалась тема защиты прав потребителей финансовых услуг, и, конечно, финансовый уполномоченный может стать одним из инструментов, который повысит эффективность защиты прав потребителей. Мы предполагаем вводить его поэтапно. И я здесь тоже надеюсь на поддержку Министерства финансов и в целом Правительства, Государственной Думы по этому законопроекту. (Това ми звучи нещо като финансов омбудсман. Интересно звучи.)

Ряд законопроектов находится на стадии доработки перед внесением в Госдуму.

Во-первых, это важный для нас законопроект, который ужесточает ответственность за фальсификацию отчетности в финансовой сфере.

Мы ведем большую работу по повышению киберустойчивости финансовых организаций и противодействию кибератакам. Поэтому для нас важно, учитывая какие преимущества дает развитие цифровых технологий в финансовой сфере, обеспечить адекватный уровень надежности и защиты от рисков. Поэтому необходимо изменение законодательства, которое позволило бы устанавливать требования к финансовым организациям по организации защиты информации и противодействию хищениям средств клиентов. Этот законопроект также мы сейчас совместно готовим.

И важно упомянуть также нашу общую работу, наши предложения, это наша совместная с Министерством финансов инициатива по модели формирования пенсионных накоплений по индивидуальному пенсионному капиталу. Сейчас, по нашей оценке, работа над проектом достаточно продвинута. И мы прошли несколько кругов и ведомственного, и экспертного обсуждения. Я очень надеюсь, что эти изменения будут приняты. Это обеспечит гражданам лучшее качество жизни и сформирует источник длинных денег для экономики, которые необходимы для инвестиционного развития.

И последнее, о чем я хотела бы упомянуть – мне кажется, особую важность приобретает это сейчас, когда идет работа над сценарными условиями, над прогнозом, над бюджетом – наше взаимодействие с Минфином и с Минэкономразвития при подготовке среднесрочного макроэкономического прогноза с тем, чтобы он был обоснован. Потому что на него ориентируется не только бюджет, но и ориентируются и предприятия в нашей экономике, экономические субъекты, и я надеюсь, что эта работа также позволит обеспечивать согласованность взглядов на макроэкономику, экономическую политику, потому что это очень важно. (Покъртителен абзац от който нищо не разбрах, макар че го прочетох 5 пъти.)

В последние два года мы действительно работали достаточно согласованно, и на наш взгляд, это дает определенные плоды. И я хочу еще раз в конце поблагодарить всех сотрудников Министерства финансов за то конструктивное взаимодействие, которое у нас складывается, за ваш высочайший профессионализм, ответственное, неравнодушное отношение к делу. И мы рассчитываем на то, что такое взаимодействие сохранится в будущем.

Успехов вам. Спасибо.

20.04.2017

 

 

Leave a Reply